История одной картины. Портрет Шаляпина

«Шуба-то хорошая, но возможно краденая!»
Сегодня в рубрике «История одной картины» – парадный портрет Федора Шаляпина кисти Бориса Кустодиева.  В день 150-летия певца узнаем, как создавался один из самых известных образов Шаляпина в русском искусстве.

 

Знакомство художника и Шаляпина состоялось в 1919 году, а свёл их писатель Максим Горький…

Кустодиев с юных лет обожал творчество Шаляпина. А Федора Ивановича, в свою очередь, поразила трагическая судьба Кустодиева: к моменту их знакомства известный художник уже три года был прикован к инвалидному креслу…

 

* Знаменитый артист пришёл к Кустодиеву домой на Введенскую улицу – чтобы уговорить его сделать эскизы декораций и костюмов к опере “Вражья сила” (ее Шаляпин собирался ставить в Мариинском театре).

Кустодиев, несмотря на болезнь, легко согласился. Но попросил Фёдора Ивановича попозировать самому. Непременно в шубе и шапке набекрень – так импозантный Шаляпин смотрелся великолепно!

Вот как описывал эту встречу сам Шаляпин:

Ловко ли? – говорю я ему. Шуба-то хороша, да возможно – краденая.

– Как краденая? Шутите, Федор Иванович.

– Да вот спел я концерт в Мариинском, а вместо платы деньгами предложили мне шубу. Пошёл в магазин, а там всё…  вы ведь знаете лозунг “Грабь награбленное”… Надо бы мне вообще эту шубу не брать, а я, экий мерзавец, выбрал самую лучшую…

– Вот мы её, Фёдор Иванович, и увековечим на полотне. Ведь как оригинально: и певец, и актёр, и шубу свистнул! – рассмеялся Кустодиев.

Но к работе Кустодиев приступил не сразу, а лишь спустя год после знакомства: продумывал все до мельчайших деталей.

 

* Известно, что во время работы Шаляпин и Кустодиев всегда пели – возможно, это и повлияло на задорную атмосферу картины.

Портрет выполнен в любимом Кустодиевым стиле «портрет-пейзаж»: статная фигура Федора Шаляпина изображена на фоне красочного, веселого народного гуляния. Кажется, что Шаляпин прямо отсюда, с этого снежного пригорка, отправится на концерт.

У ног Шаляпина – любимый пес Ройка, преданно глядящий на хозяина. На втором плане, слева, Кустодиев по просьбе Шаляпина изобразил его дочерей – Марию и Марфу. Девушек сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца.

 

* Высота картины превышает 2 метра, и художнику пришлось писать портрет по частям. Среднюю часть он писал сидя, а верхнюю и нижнюю части – в положении полулежа. На потолке мастерской Кустодиева был оборудован блок с веревкой и грузом – с его помощью художник имел возможность регулировать наклон холста, с которым работал.

 

* Впервые большая публика увидела полотно на выставке «Мир искусства», но по состоянию здоровья сам художник не смог на нее попасть. Работа Кустодиева стала одним из самых ярких событий сезона, ее обсуждали и хвалили. Сразу после выставки Шаляпин купил работу и увез ее Париж, где она и находится до сих пор.

Сам художник также высоко оценивал данную работу и дорожил портретом, ставя его выше всех прочих. В том же году Кустодиев даже создал для себя уменьшенную копию-повторение портрета, которая впоследствии активно выставлялась по всему миру.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons